Большая часть программ государственного развития, включая содержание самого государственного аппарата, осуществляется при помощи поддержки бюджетных доходов. В самом общем виде бюджетные ассигнования представляют собой такие средства, которые удостоверяются подписью их распорядителя и предназначены для осуществления материально-технической и финансовой поддержки бюджетных организаций и проектов. Эти ресурсы могут направляться и для производства различного рода выплат населению, если речь идет о госбюджете и государственных бюджетных организациях и программах. К числу важнейших направлений, на которые направляются бюджетные ассигнования, относятся:
— передача финансовых ресурсов от одного уровня власти другому, для обеспечения функционирования институтов власти;
— компенсационные расходы при осуществлении социальных программ;
— расходы, направляемые на обеспечение деятельности и развития вооруженных сил, закупки вооружений, техники;
— обеспечение деятельности институтов государства, финансируемых непосредственно из бюджета (силовые и правоохранительные системы, институты образования и здравоохранения, целевые социальные программы и др.);
— пополнение и возобновление ресурсов, зачисленных в государственный резерв. Исходя из своих функций, выполняемых в обществе, бюджетные ассигнования могут существенно влиять на состояние экономики, ее отраслевую структуру, формировать адекватные пропорции распределения и перераспределения ресурсов между регионами страны с целью более эффективного и равнозначного их развития. Как правило, основными потребителями этих ассигнований выступают предприятия, учреждения и организации, которые находятся в собственности государства и не имеют стабильных и необходимых по объемам источников финансирования. Данные ресурсы адресуются и тем субъектам (юридическим лицам, не являющимся собственностью государства), но которые привлекаются для решения государственных программ.
Распределение ассигнований бюджетных институтов проводится в соответствии административной подчиненностью объекта финансирования тому или иному органу власти, которые несут ответственность за правильное распределений бюджетных ресурсов и их целевое использование. Так, ст. 289 БК РФ, рассматривает нецелевое использование бюджетных средств как такое правонарушение, которое заключается в их направлении на решение тех хозяйственных или других проблем, которые не включены в законодательно подтвержденный бюджетный план на какой-либо период времени. К ним относятся и те ресурсы, которые:
— не подтверждены бюджетной росписью распорядителя, установленного законом;
— не имеют уведомления о причислении их к бюджетным ассигнованиям;
— не включены, и не подтверждены соответствующей сметой доходов и расходов, для данной конкретной бюджетной программы или проекта;
— не имеют иных правовых оснований для получения.
Все без исключения бюджетные ассигнования, которые выделяются бюджетами всех уровней, имеют исключительно только целевой характер. Поэтому, даже при всей сложности процедуры квалификации использования бюджетных средств, все действия, которые предусматривают бюджетные обязательства, должны строиться только на основе закона.
Согласно БК РФ, под бюджетным обязательством понимается обязанность соответствующего исполнительного или распорядительного органа расходовать бюджетные ресурсы строго в соответствии с нормами бюджетного законодательства. В этом смысле данное обязательство рассматривается как составная часть более обширного по содержанию понятия — расходного обязательства, но которое не содержит точных указаний о сроках и объемах оплаты.