Деятельность предприятия должна быть подвергнута постоянному и всестороннему изучению и контролю. Это можно назвать необходимым условием принятия правильных и эффективных управленческих решений. Наиболее пристальное внимание должно быть уделено прибыли, которую получает предприятие, так как она является важнейшим абсолютным показателем, характеризующим эффект от функционирования фирмы. В этой связи хотелось бы рассмотреть именно то, как можно провести анализ прибыли от реализации продукции и прочих показателей прибыли.
Анализ прибыли от продаж, да и любого другого вида прибыли целесообразно проводить по данным, которые могут быть легко найдены в отчете о прибылях и убытках. Это связано с тем, что именно данная форма отчетности содержит в себе информацию о факторах, влияющих на величину прибыли, а также отражает процесс ее формирования. Существует несколько видов анализа, которые позволяют всесторонне изучить прибыль, полученную фирмой.
Первым делом необходимо «вдоль и поперек» изучить указанную форму отчетности, то есть провести горизонтальный и вертикальный анализ. Так называемый горизонтальный анализ позволяет изучить динамику показателей, представленных в отчете. Путем расчета абсолютных и относительных изменений можно выявить тенденции, характерные для того или иного вида доходов или расходов либо для прибыли в целом. Таким образом можно осуществить анализ прибыли от реализации продукции, если учесть динамику лишь части факторов, или чистой прибыли, если изучить отчет полностью. Чаще всего исследуют именно отчет целиком.
Вертикальный анализ представляет собой изучение структуры. В процессе его проведения определяют удельный вес каждого из показателей, а также изменение данного удельного веса по периодам. Очевидно, для определения удельного веса необходимо выбрать некий показатель, который будет являться базой сравнения. Обычно таким показателем является выручка от реализации, и именно она принимается равной ста процентам.
Следующей методикой, которую мы рассмотрим, будет анализ прибыли от реализации продукции и показателя чистой прибыли, получивший название факторного. Этот анализ производится на основе всё того же отчета. Факторы, которые влияют на тот или иной вид прибыли, совершенно очевидны. Понятно, что прибыль от продаж самым прямым образом зависит от выручки и себестоимости, а также от осуществленных коммерческих и управленческих расходов. Следует учесть, что выручка определяется ценой и объемом реализации. Данные факторы должны быть учтены отдельно. Влияние же факторов, которые представляют собой расходы, определяется путем изучения изменения их удельного веса. На чистую прибыль оказывает воздействие несколько больше факторов, так как необходимо учесть результат от прочей деятельности, а также налог на прибыль. Влияние данных факторов учитывается путем расчета их абсолютного изменения. В общем случае такой методики будет достаточно, однако, если есть возможность, целесообразно учесть отраслевые особенности или особенности конкретного предприятия. Так, анализ прибыли торгового предприятия следует проводить с более детальным учетом изменения коммерческих расходов, так как их величина, скорее всего, будет существенна.
Как вы можете видеть, анализ прибыли от реализации продукции, величины полученной чистой прибыли и других сходных показателей является очень важным аспектом изучения деятельности фирмы. Однако следует иметь в виду, что изучения прибыли недостаточно для принятия правильных решений. Очень важно иметь представление и о других гранях деятельности предприятия. Необходимо изучать финансовую устойчивость организации, ее ликвидность, а также степень деловой активности. Кроме того, следует изучать деятельность предприятия не только с финансовой точки зрения, но и с других, привлекая необходимых специалистов.