Финансовая диагностика любого предприятия изучает его деятельность с различных сторон и точек зрения. Одной из них являются показатели рентабельности, которые свидетельствуют об уровне эффективности функционирования фирмы. Способность предприятия генерировать прибыль, а также относительная величина этой прибыли обязательно должны подвергаться изучению, так как они позволяют судить о развитии предприятия, а также помогают сравнивать различные предприятия между собой по критерию эффективности. Рассмотрим более подробно то, как производится расчет рентабельности продаж и показателей рентабельности вообще, и то, как их можно интерпретировать.
Если мы взглянем на любой коэффициент рентабельности, например, на показатель рентабельности продаж, то заметим, что все они рассчитываются абсолютно идентичным образом. Каждый из показателей данной группы представляет собой величину прибыли, отнесенную к размеру того, рентабельность чего необходимо оценить. Различия состоят, очевидно, в том, что стоит в знаменателе, а также в том, что использовать можно различные показатели прибыли.
Например, расчет рентабельности продаж может проводиться либо по прибыли от продаж, либо же по величине чистой прибыли. Коэффициент, рассчитанный по величине прибыли от продаж характеризуется тем, что описывает именно эффективность производства продукции и ее реализации. Однако влияние на прибыль прочих факторов, в том числе налога на прибыль, в данном случае не учитывается. Принять во внимание данные факторы можно, если определить показатель рентабельности продаж на основе чистой прибыли. В таком случае результат будет свидетельствовать о доле чистой прибыли в каждой денежной единице выручки.
Следует обратить внимание на то, что расчет рентабельности продаж производится исключительно по данным отчета о прибылях и убытках. Это говорит о том, что и числитель, и знаменатель определены идентичным образом, то есть представляют из себя сумму, накопленную за определенный период. Причина, по которой на это необходимо обратить внимание, связана с другими показателями рентабельности, которые рассчитываются с использованием также данных и из баланса предприятия. В данной форме отчетности информация отражена на конкретную дату, а значит, она могла меняться в течение периода. Это изменение следует учесть, поэтому, например, рентабельность активов должна быть рассчитана на основе средней за период стоимости этих активов.
Расчет рентабельности продаж, как и любого другого показателя рентабельности, обязательно должен сопровождаться проведением анализа полученных результатов. Самый простой метод, который, тем не менее, является очень полезным и эффективным — это проведение сравнений. Естественно, сначала необходимо проанализировать динамику рентабельности в рамках одного предприятия, то есть сравнить между собой показатели за несколько периодов. Это позволит определить наиболее существенные тенденции, которые характеризуют изменение рентабельности. Затем, если есть необходимая информация, можно провести сравнение показателей рентабельности рассматриваемого предприятия с аналогичными показателями других организаций, а также со среднеотраслевыми значениями. Кроме того, полезно провести факторный анализ рентабельности продаж и других коэффициентов. Данный метод позволяет не просто определить изменение показателя с течением времени, но и выявить причины такого изменения. Конкретные методики такого анализа давно разработаны и успешно используются для финансовой диагностики.
Определение показателей и анализ должны являться лишь базой для следующего этапа – принятия управленческих решений. Именно решения и проведение необходимых мероприятий должны быть результатом осуществления финансовой диагностики фирмы, чтобы способствовать улучшению ситуации, в которой данная фирма находится.