Мировой опыт свидетельствует о дискуссионности вопроса о включении в учет товаров в бухгалтерском учете процедур различного рода услуг во внешнеэкономической деятельности, ввиду их нестандартизованности и необходимости избирательного контроля над данными процедурами. Сегодня основной подход к классификации выбора процедур основан на ее ориентировочной стоимости. А с другой стороны, в соответствии с существующими правилами, они могут проводиться следующим образом:
1. Формирование конкурентного листа, для которого учет товаров в бухгалтерском учете не является обязательным. Суть данного способа заключается в выборе поставщика путем получения информации о стоимости товара (не менее чем у трех поставщиков) и предложении заключить договор с тем, цена за единицу благ которого будет наименьшей.
2. Запрос стоимостных предложений подразумевает открытую публикацию извещения о ее проведении (на сайте, в СМИ), а победителем становится тот поставщик, который предложит наименьшую цену.
3. Конкурс. Конкурсы можно классифицировать по методике их проведения на открытые и закрытые, одноэтапные и двухэтапные Открытый конкурс представляет собой такой выбор поставщика, когда он информируется о нем через публикации в СМИ о нем. Победителем здесь признается претендент, предложивший наиболее привлекательные условия исполнения.
4. Закрытый конкурс — это выбор поставщика без размещения в печатном издании и на сайте приглашения к участию, поскольку информация о закупаемых благах может содержать государственные секреты.
Двухэтапный конкурс может проводиться в следующих случаях:
— если нельзя точно определить свойства товара;
— при необходимости проведения дополнительных исследований или разработок по изучению свойств товара;
— в случае если заказчик предпринял процедуру предварительной квалификации претендентов.
5. Закупка от единственного источника осуществляется, если:
— существует потребность в закупке, а отсутствует время для применения других процедур;
— установлено, что дополнительная закупка в объеме, меньшем чем первоначальная закупка, будет осуществлена у того же поставщика.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что классификация благ, а также бухгалтерский учет, учетная политика в отношении ресурсов, приобретаемых государственными органами Российской Федерацией, лишь косвенно соответствуют современным стандартам европейской торговли.
Согласно этим стандартам, бухгалтерский учет производства продукции, предполагает, что данные блага следует подразделять на:
— исключительные (закупка у единственного поставщика);
— специфические (закрытые конкурсы, закупки, сопряженные с государственными секретами);
— особенные (двухэтапный конкурс, обязательная предквалификация);
— другие (конкурентный лист, запрос стоимостных предложений, открытый конкурс).
На данный момент существует проблема отсутствия прямой зависимости вида процедуры от стандартов, которые предусматривает учет товаров в бухгалтерском учете. Прежде всего, это проявляется в игнорировании свойств приобретаемого блага и отсутствие дифференциации ценовых порогов в соответствии с видом благ.
Таким образом, попытка создать некую унифицированную нормативную модель, под которую стандартизировать и учет товаров в бухгалтерском учете для абсолютно разных типов закупок, товаров, информационных ситуаций неизбежно приводит к имитациям конкурсов, влекущих за собой транзакционные издержки. Не может быть единой оценочной нормы для закупок и их учета, который повсеместно сейчас применяется на предприятиях и в организациях, особенно для тех, которые имеют инновационный характер, а также и для всех остальных.