Начнем с рассмотрения договора простого товарищества. Статья 337 НК РФ определяет, что налог на имущество предприятий по активам, выступающим в качестве вкладов по договорам простого товарищества, а также приобретенным либо созданным в процессе совместной работы, начисляется и уплачивается каждым из товарищей в соответствии с величиной их вклада. Соответственно, в данном случае речь идет об уменьшении платежей, а не о полном уходе от их перечисления.
Суть схемы заключается в следующем: два предприятия, одно из которых применяет общий налоговый режим, а другое – упрощенный либо ЕНВД, организуют простое товарищество, что сопровождается объединением вкладов в целях осуществления какой-либо деятельности. Так, договор может предусматривать передачу товарищу, ведущему общие дела и находящемуся на УСН денежных средств, для покупки на свое имя необходимых активов с последующей выплатой компенсации предприятию, предоставившему деньги, сумма которой рассчитывается в определенной доле от стоимости приобретенного имущества. К примеру, 2/3 от цены купленного здания. Данная компенсация и будет являться вкладом товарища – «упрощенца». Приобретение актива должно сопровождаться составлением соглашения о распределении долей. В случае покупки недвижимого имущества этот документ подлежит регистрации в ФРС. Кроме этого, целесообразно заключить договор залога на долю фирмы, применяющей УСН, до момента исполнения ей обязательства по выплате компенсации (залог недвижимости также регистрируется в ФРС). В период существования товарищества предприятие, находящееся на общем режиме, уплачивает налог на имущество предприятий пропорционально доле своего вклада (в соответствии с примером 1/3 от суммы, начисленной по зданию), а фирма – «упрощенец» плательщиком данного налога не является.
Риски реализации схемы.
Применение данной схемы имеет некоторые риски. При отсутствии реальной совместной деятельности налоговики могут попытаться признать договор недействительным через суд и доначислить налог на имущество предприятий. Но доказать притворность сделки достаточно сложно, поскольку работа могла не сложиться в силу объективных экономических причин. Кроме этого, предприятия не должны быть взаимосвязаны между собой.
Товарищ уклоняется от выплаты компенсации. В таком случае предприятие может отстоять свои права через суд и взыскать задолженность за счет вклада второй фирмы. Для того чтобы гарантировать возврат имущества, необходимо при создании товарищества заключать договор залога.
Возвратный лизинг.
Лизинг широко используется для того, чтобы оптимизировать практически все виды налогов предприятия и налог на имущество не является исключением. Традиционные лизинговые договора связывают поставщика товара, лизингодателя и лизингополучателя. Также существуют сделки, заключаемые только между двумя сторонами, при этом продавец и лизингополучатель является одним лицом.
Реализация схемы заключается в следующем: фирма, находящаяся на общем режиме, заключает договор лизинга с компанией, применяющей УСН или ЕНВД. В соответствии с его условиями «упрощенец» приобретает активы у организации, уплачивающей налог на имущество предприятий с отсрочкой платежа, а затем сдает их ему же в аренду с последующим переходом права собственности. При этом до истечения срока договора объекты учитываются на балансе лизингодателя.
Для того чтобы данная сделка не вызвала претензий контролирующих органов, необходимо аргументировать экономическую целесообразность для обеих сторон. Иначе договор возвратного лизинга может быть признан недействительным в судебном порядке, а налоги, уплачиваемые предприятием, доначислены. Лизингополучатель может обосновать заключение сделки потребностью в привлечении инвестиций и необходимостью дальнейшего использования активов. Кроме этого, лизингодатель и лизингополучатель не должны быть юридически взаимосвязаны: иметь общих учредителей, директоров и т.п.