aced178a

Инфляционный налог и механизм его действия

Довольно часто жителям стран, возникших на месте СССР, приходится сталкиваться с проблемой, когда их накопления теряют свою ценность в связи с развитием инфляционных процессов. Они характеризуются категорией инфляционный налог. Его особенность проявляется в том, что присвоение этого налога предопределено тем эмиссионным центром, который его и вызвал. Так как сегодня эмиссионные центры создаются, контролируются и управляются государством, то и этот налог можно считать скрытым налогом, который не устанавливается как институциональное явление.

Механизм действия его таков, что инфляционный налог в большей степени влияет на беднейшие и средние слои общества, и в меньшей — на богатые. Это обусловлено тем, что первые имеют доходы, которые поступают к ним в форме заработных плат, пособий, то есть таких, которые фиксированы по величине. Иногда происходит так, что темпы нарастания инфляции просто не позволяют индексировать доходы указанных групп населения. В этом случае, многие экономисты характеризуют инфляционный налог как регрессивный, то есть такой, ставка которого становится меньше по мере роста физической величины дохода.

Природа данного налога следующая. По мере печатания новых денежных масс для какой-либо цели, например, чтобы создать видимость хороших экономических доходов в обществе, в экономической системе начинает нарастать инфляция. Ее самым проявляемым признаком выступает значительное увеличение количества денег в обороте и, по сути, такое состояние принуждает всех, кто имеет деньги, платить инфляционный налог.

Таким образом, практически все правительства в мире являются должниками, потому что они постоянно должны больше, чем должны им. Инфляция как бы сглаживает этот долг, то есть делает предыдущий долг не таким заметным и памятным как действующий в данный конкретный момент времени, но при этом доходы от поступления налогов возрастают. Вот и получается почти парадоксальная ситуация, когда правительство имеет возможность улучшить величину соотношения долга к доходу именно путем такого губительного для населения явления, как инфляция. Тем не менее, если же власть и далее будет продолжать политику заема денег и продажи долгов под какие-либо долговые обязательства и при этом продолжать эмиссию денег, эти деньги утратят совсем свою покупательную способность и уже не будут востребованы кредиторами. Следует также учитывать, что такой налог не всегда имеет природу, вызываемую эмиссией.

Еще одной особенностью инфляционного налога является то, что он не собирается специально созданными органами, формирующими налоговую систему государства. Его взимание не требует такого специального аппарата, и он поступает в бюджет непосредственно.

В других случаях иные налоги взимаются специально уполномоченными для этого органами или лицами – сборщиками налогов. Согласно действующему в РФ законодательству, таковыми являются госорганы исполнительной власти, исполкомы местного самоуправления, а также иные, уполномоченные ими органы и физические лица. Эти сборщики налогов, кроме, собственно сбора налогов, выступают еще и контролирующими инстанциями, в компетенцию которых входит и контроль над полнотой и своевременностью уплаты. Не следует путать сборщиков налогов с налоговыми агентами. Главным отличием выступает то, что сборщики удерживают налоги только из прямо оговоренных в законе.

Еще одной из своеобразных групп налогов выступают налоги банков. Их по законам РФ платят коммерческие банки, а также другие, получившие соответствующую лицензию, кредитные учреждения. Выдача таких лицензий находится в компетенции ЦБ России. Объектом налогообложения при взимании данного налога являются такие доходы банков, как проценты по ссудам, плата за предоставление кредитных ресурсов и другим операциям.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий