Бюджетная система в любом государстве занимает главенствующее положение. Это объясняется значимостью тех функций, которые она выполняет в сфере обеспечения экономической стабильности общества. Очевидно, поэтому в научной литературе трактовка данной категории осуществляется с различных позиций.
Наиболее часто применяемое определение утверждает, что бюджет представляет собой централизованный фонд, в котором аккумулируются денежные средства, и который формируется на том или ином уровне и в соответствии со стоящими перед государством и обществом задачами. Именно поэтому бюджет рассматривается как функция государства, осуществляемая на всех уровнях власти.
С более узких, а именно экономических позиций, сущность этой категории составляют доходы и расходы государственного бюджета, которые образуют целостную систему отношений в обществе по поводу перераспределения некоторой части совокупного денежного фонда государства в соответствии с его конкретными задачами. В более упрощенном варианте доходы и расходы государственного бюджета понимаются как некая финансовая система, финансовый проект или план, который разрабатывается и существует под конкретные временные задачи.
В любой стране бюджет, как правило, формируется из двух диалектически неразрывных и взаимообусловленных частей – доходной и расходной. Например, доходы федерального бюджета в РФ представляют собой непостоянную часть бюджета, в которой косвенно отражены достижения общества. Расходная часть также не является стабильной, она показывает, какую величину совокупного денежного фонда государства можно направить на решение тех или иных задач развития. При этом, при планировании как доходной, так и расходной частей, учитываются и факторы внешнего воздействия на бюджетные процессы страны.
Структурное оформление бюджетной системы напрямую опосредовано типом государственно-территориального устройства конкретного государства. Для федеральных характерна двух- или даже трехуровневая модель, в которой выделяются бюджеты для каждого из уровней субъектов, входящих в федеральное государство. Например, в России создана и функционирует трехуровневая система, в рамках которой выделяются: федеральный, субъектов федерации и муниципальных образований.
Порядок функционирования всех бюджетов на территории страны определяет Бюджетный кодекс. Бюджетная система функционирует на основе некоторых принципов, которые являются универсальными для бюджетов всех уровней. Одним из таких является принцип разграничения. В соответствии с ним доходы и расходы местных бюджетов и других уровней, формируются из строго определенных законом источников. Кроме того, полномочия по формированию и управлению бюджетами также закрепляются за соответствующим по уровню органом власти.
Федеральные налоги определяются законодательством РФ, кроме того, инструментами бюджетного регулирования формируются приемлемые пропорции между соответствующими уровнями бюджетов в их доходной и расходной части. В РФ федеральный проект утверждает доходы и расходы государственного бюджета на три года, на низших уровнях – на один год.
К числу основных доходов федерального уровня относятся доходы от госимущества, его продажи или приватизации, поступления от реализации госзапасов и нематериальных активов и многие другие.
Расходы бюджетов всех уровней классифицируются на капитальные и текущие.
Капитальные включают:
— расходы на инвестиции;
— средства бюджетных кредитов;
— расходы на расширенное воспроизводство;
— расходы, которые создают условия для увеличения имущества, находящегося в собственности РФ и ее субъектов;
— иные расходы, предусмотренные классификацией бюджетов РФ.
Кроме того, учитывая функции государства, выделяются расходы на содержание госаппарата, оборону, медицину, соцстрахование и другие статьи.
Таким образом, доходы и расходы государственного бюджета выступают не только экономической категорией, но и правовой, потому что являются эффективным инструментом государственного регулирования общественного развития.