Нарушения в области существующего бюджетного законодательства представляют собой сегодня одну из важных проблем функционирования этой государственной системы. Поэтому законодательства различных стран всегда устанавливают довольно жесткие условия для исполнения бюджетных обязательств и, соответственно, ответственность за нарушения бюджетной дисциплины.
Однако следует признать, что нарушение данной отрасли законодательства не всегда сопровождается неизбежным привлечением к ответственности, бюджет может из периода в период не исполняться, а ответственности за это никто не несет. Наиболее частым нарушением выступают случаи, когда происходит произвольное «переписывание» статей расходной части и финансируются программы, которые не предусмотрены бюджетом, утвержденным на конкретный год или период.
Главная задача бюджетного законодательства как раз и состоит в том, чтобы установить систему адекватных мер ответственности в области бюджетных отношений. Эти меры могут носить характер административных, материальных и даже уголовных санкций.
Закон, прежде всего, точно определяет виды нарушений бюджетного законодательства, за которые виновные должны быть привлечены к ответственности:
— преднамеренное сознательное неисполнение действующего законодательства;
— нецелевое расходование средств;
— отказ от перечисления или же неполное перечисление бюджетных ресурсов на реализацию проектов, предусмотренных законом о бюджете;
— задержки с подачей отчетов, а также иных документов и сведений, которые дают представление о ходе исполнения бюджета;
— нарушение порядка и правил ведения отчетно-учетной документации, несоответствие подписи и данных, содержащихся в данных документах.
В соответствии с законом, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, предусматривает применение таких мер:
— предупреждение должностного лица о небрежном исполнении закона о бюджете;
— арест, замораживание или блокировка расходов;
— изъятие средств;
— приостановление, в случаях, предусмотренных законом, операций в кредитных учреждениях;
— штраф, пеня, неустойка.
Данные меры ответственности предусмотрена статьей 282 БК РФ, а применение их отнесено к компетенции органов казначейства. Непосредственно эти функции выполняют уполномоченные этого органа, которые имеют право:
— списывать бюджетные средства, которые расходуются не по назначению, или те, которые подлежат списанию;
— осуществлять списание процентов и пени за просрочки использования бюджетных средств;
— выносить предупреждение и предостережение (через органы прокуратуры) представителям власти;
— составлять протоколы, которые служат основанием ответственности;
— взыскивать пени с учреждений, которые несвоевременно исполняют бюджетную документацию;
— блокировать операции по счетам сроком до одного месяца.
Существующая ответственность за нарушение бюджетного законодательства предусматривает санкции за такие наиболее распространенные виды бюджетных правонарушений, как, например, нецелевое использование, которое представляет собой направление средств на финансирование программ, которые не внесены в бюджет для инвестирования в рамках конкретного периода.
Невозврат или несвоевременный возврат также предусматривает ответственность за нарушение бюджетного законодательства. При этом она может наступать в рамках административного и уголовного права, если будет установлено виновное их расходование.
А вот неперечисление процентов предусматривает ответственность за нарушение бюджетного законодательства и влечет наложение санкций административного характера, например, как правило, в таких случаях налагаются штрафы. Одним словом, применение санкций в области бюджетных правоотношений носит широкий характер и выбор формы санкции определяется степенью тяжести нарушения и последовавших последствий.